13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮРИЯ БАШМЕТА В ХАБАРОВСКЕ
Международный музыкальный фестиваль под руководством выдающегося музыканта, артиста с мировым именем, дирижера и педагога Юрия Башмета ежегодно становится самым значимым событием в культурной жизни Хабаровского края. Долгосрочное и постоянное развитие академической музыки в регионе стало возможным непосредственно благодаря Юрию Абрамовичу и его камерному ансамблю «Солисты Москвы». Каждый концерт маэстро на Дальнем Востоке неизменно становится настоящим подарком для благодарной публики и уникальной возможностью для местных солистов и инструменталистов проявить себя.
Текст: Мария Веселкова @mashalovesart
Каждый фестиваль вы играете новые произведения. Правильно ли я понимаю, что репертуар подбираете вы? Как, чем вдохновляетесь при подборе?
Программа зависит от того, чем хочется поделиться с нашим слушателем. Мы ездим разными составами в Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск и другие небольшие города. Публика там просто замечательная. За последние годы симфонический оркестр очень вырос. У вас очень хорошие концертмейстеры, у которых складывается тандем с дирижером. На этом фестивале оркестр был на очень высоком уровне, а первые голоса отлично коммуницировали с группами. Что же касается программы, мы составляем ее, отталкиваясь от возможностей певцов и инструменталистов. Конечно, мы рассматриваем произведения, которые нам интересно исполнять, а слушателям — узнать о каких-то незаигранных еще произведениях. Поверьте, даже в классической музыке таких очень много.
Расскажите о тонкостях подготовки к Дальневосточному фестивалю. Как она проходит, за какое время? С учетом того, что вы не рекомендуете готовиться и музицировать долго. Как поступают ваши музыканты?
Солисты и инструменталисты сами учат свои партии. Мой коллектив репетирует в Москве. Здесь уже программа доводится до состояния, при котором нам не стыдно выступить перед дальневосточной публикой. Каждый участник фестиваля должен тщательно изучить и знать свою партитуру. Естественно, спевка и сыгрывание происходят уже на месте. Перед концертом мы проводим минимум две репетиции, но все зависит от сложности подобранного репертуара.
Какие произведения, по вашему мнению, должен услышать каждый?
На этот вопрос ответить абсолютно не сложно. Поскольку сам исторический процесс развития человеческой души и вообще мышления приводит к естественному отбору. Например, я могу спросить даже музыканта, сколько симфоний написал Бетховен. Он ответит про третью, пятую, шестую, седьмую и девятую, но никогда не скажет про первую и вторую. То же самое с Моцартом, про симфонии которого знают по рингтонам телефона Nokia. Почти у каждого композитора есть подобные произведения. Если хотите знать мое мнение, то я рекомендую познакомиться с «Временами года» Вивальди, «Реквиемом» Моцарта, «Чаконой» и «Шуткой» Баха, конечно, не надо забывать про «Севильского цирюльника» Россини и обязательно нужно слушать третью, четвертую и пятую симонию Шуберта.
Звучание какого музыкального инструмента вас привлекает больше остальных?
По тембру это дудук. Для меня это космическая музыка. А король инструментов — это рояль, конечно. Потому что есть и бас, и гармония, и мелодия. Мой инструмент стоит особняком. Альт — он в целом воплощение красоты настолько недосягаемой, что это выше любой принадлежности.
Как вы считаете, может ли музыка исцелять?
Я считаю, что при прослушивании музыки открываются какие-то душевные каналы, которые в повседневной жизни закрыты. Во время прослушивания музыкального шедевра выясняется, что у человека душа гораздо богаче и шире, а фантазии больше. По поводу прямого соприкосновения музыки и состояния здоровья я бы тоже не стал спорить, есть другие состояния, и это не мистика. Музыка, как и любой другой вид искусства, вызывает ассоциации в памяти, которые хранятся в ее архивах. Например, однажды на гастролях у меня ужасно разболелся зуб с левой стороны, невозможно было даже держать инструмент. И тогда мой менеджер договорился с зубным врачом об экстренном лечении. Когда я уже сидел в кресле дантиста, заиграла музыка Шуберта в моем исполнении. Именно тогда выяснилось, что супруга доктора училась у меня во французской академии, и по ее рекомендации врач поставил эту музыкальную композицию. Зуб в итоге вырвали, прошли годы, но, когда я играю Шуберта, у меня в этом месте дергается десна. Так что какая-то связь музыки и вашего состояния определенно есть.
С вами на фестивале выступает дочь-пианистка. Какие ощущения?
Моя дочь Ксения входит в небольшое количество артистов, с которыми мне все ясно. То есть ты всегда понимаешь направление, так скажем, «адрес фразы». Это легче для дирижера и для всех музыкантов в оркестре. И она прекрасно слышит оркестр или меня, когда я с ней сам играю просто вдвоем. Она очень удобный солист. Таких людей я могу пересчитать по пальцам одной руки. Я все больше прихожу к мысли, что такой исполнитель удобен лишь потому, что он сам хочет, чтобы удобно было оркестру и понятно партнеру. Ведь он сам не меньше участвует в процессе и единении. Так что это особый дар — быть камерным ансамблистом. Конечно, есть такие неуемные, очень яркие ансамблисты, но за ними не угнаться. Мне, например, непонятно, что с ними делать, потому что это отсутствие логики. Да, есть яркая индивидуальность, публика рукоплещет, успех невероятный, а по факту это чрезмерная свобода и анархизм. Ксюша же у меня в числе лучших партнеров. Хотя, не скрою, первое время я очень волновался, даже держал незаметно дулю за нее. Сейчас она уже легко играет разные вещи: и Баха, и Шнитке, и Шостаковича, много всего.
На каком музыкальном инструменте вы бы рекомендовали обучаться начинающим музыкантам?
Всегда все происходит по-разному. В музыкальную школу отдавать ребенка я бы рекомендовал не раньше пяти лет. А вот музыкальный инструмент подбирать все-таки самостоятельно. Скрипка — каторга для родителей. Первый год эти звуки могут свести с ума. Вот рояль — это все равно нота. Тут уже ничего не скрипит и не фальшивит. С другой стороны, пианистов сейчас очень много. Сейчас в музыкальных школах фортепьяно входит в обязательную программу и у скрипачей, и у альтистов, и у виолончелистов, и у духовиков. Рояль определенно расширяет диапазон знания и понимания. Все-таки сольфеджио и гармония очень обогащают музыкальное мышление.
Афиша
на сайте phildv.ru
Контакты:
г. Хабаровск, ул. Шевченко, 7
+7 (4212) 31-63-68