Владелец автосалона «Успех-Авто»
Текст: Екатерина Мальцева
Фото: Данил Трещев @treshchev
Стиль: Евгения Пришпетливая @prishpetlivaya_stylist
Одежда: @mazor307
ОТ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ ДО АВТОМОБИЛЬНОГО САЛОНА: ПУТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, КОТОРЫЙ ЗНАЕТ, КАК АДАПТИРОВАТЬСЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ
Герой нашей статьи — человек, сумевший превратить детские мечты и юношеский азарт в успешную карьеру. Родившись в Южно-Курильске, он с ранних лет проявлял лидерские качества, увлекался историей и чтением. Но его путь к успеху был непростым: от работы продавцом в ГУМе до управления автосалоном, который стал лучшим в дилерской сети JAC Россия в 2024 году1.
Сегодня он открывает новые горизонты, сотрудничая с китайскими автомобильными брендами, и делится опытом ведения бизнеса в условиях неопределенности. История этого человека — пример того, как упорство, любопытство и умение находить решения помогают достигать поставленных целей.
НОМИНАЦИЯ
Автосалон 2024 года
Расскажите немного о своем детстве: где вы родились, в какой семье выросли?
Я родился в Южно-Курильске, маленьком русском городке на Сахалине. Мой отец служил в пограничных войсках, мама работала на маяке. Обычная семья, обычный дом, даже не дом, а барак. Мне кажется, тогда все так жили: просто и без излишеств. Несколько лет назад, кода я ездил на родину, хотел найти дом. На его месте пустырь. Снесли его. Нашел, правда, роддом, где я родился, он сохранился.
На ваш взгляд, черты характера человека формируются в детстве или же это врожденное?
Думаю, что 50 на 50. Конечно, есть что-то, что заложено в тебе с самого рождения, а что-то приобретается в процессе воспитания. Мама читала мне книги с раннего возраста. Например, сказки Пушкина я даже знал наизусть. Спасибо ей огромное за это. Если говорить про лидерские качества, думаю, они тоже проявились уже в раннем детстве. В дворовых играх, в школе активным был, участвовал в общественной деятельности. Почему-то мне до всего было дело и все было интересно.
А как сейчас вы относитесь к чтению? Что читаете?
Читаю классику. Да, беру книгу и читаю, мне это нравится. Пушкин, Тургенев. Всем родителям советую, у кого маленькие дети: читайте Пушкина! Это основа правильной грамотной русской речи. Он же основоположник современного русского языка.
Читать его легко и увлекательно.
Что касается любимых авторов, то среди современных мне близок Минаев. Его передачи «Уроки истории» смотрю с удовольствием, очень познавательно!
Они охватывают самые разные темы, и каждый выпуск помогает узнать что-то новое, увидеть мир шире. Выпуски передач про, казалось бы, простые вещи: соль, специи, золото, алмазы. Откуда они появились и как это изменило мир. Советую всем посмотреть. Эти темы кажутся простыми, но на самом деле в них скрывается столько интересного! Почему начинались те или иные войны, как они заканчивались, причины и последствия. Истоки происхождения человечества, много про нашу великую и любимую Россию, все это очень интересно смотреть. У меня интерес к истории, видимо, тоже с детства: после школы я поступил на исторический факультет тогда еще ДВГУ.
Как считаете, знание истории помогает понимать настоящее и прогнозировать будущее?
История циклична, и многие события повторяются по спирали. Если ты знаешь историю, можешь примерно представить, как будут развиваться текущие события. Но главный навык — это уметь анализировать информацию и делать выводы. Без этого все бесполезно.
Вернемся немного назад. Вы упомянули, что учились на историческом факультете. Почему именно это направление?
Изначально мечтал о юридической карьере, хотелось работать в прокуратуре или других силовых структурах. Но так получилось, что поступил на исторический факультет.
И, знаете, мне там понравилось! Особенно лекции по археологии. Даже думал стать археологом, но, увы, в группу археологов брали всего 10–15 человек, и я в нее не попал. В итоге продолжал изучать историю и общественные науки. Проучился там полтора года. Это было начало 90-х, когда все стало очень сложно и СССР полетел под откос окончательно.
Времена были очень тяжелыми. Нужно было работать.
С чего стартовала ваша карьера?
Это был крупнейший торговый центр Владивостока и самое передовое учреждение советской торговли, попасть туда было непросто. Конкурс был огромный, наверное, больше 30 человек на место. Но меня приняли учеником продавца. Это была отличная школа торговли. Обучали всему: как различать ткани, как правильно упаковывать товары, как разбираться в бытовой технике... Все было настолько увлекательно! Через какое-то время выиграл конкурс «Лучший продавец». Потом дали должность заместителя заведующего секцией радиодеталей. И это было серьезным вызовом, потому что в коллективе все были значительно старше меня, с огромным опытом работы. У них я тоже многому научился.
Что помогало справляться с работой и новыми обязанностями?
Мой пытливый ум разобрался в этом достаточно быстро, и продавать товары было легко. Научился оценивать клиентов, понимал, чего они хотят, и находил подход к каждому.
С одними покупателями все быстро и четко: показал, объяснил, купили, до свидания. С другими надо поговорить, пошутить, особенно когда это творческие люди.
Со временем во Владивостоке стали открываться магазины японской бытовой техники: Hitachi, Sony с абсолютно новым форматом сервиса. И я перешел на работу в одну из таких структур. Там поработал пару лет и понял, что работать продавцом, заведующим отделом – это уже неинтересно.
А что стало интересным?
Стало интересно попробовать себя на более высоком уровне в продажах, заработать денег на квартиру, в конце концов. Судьба свела меня с человеком, очень сложным и жестким, но талантливым предпринимателем. Было несколько лет очень интересной работы. Сейчас этого человека нет, но я благодарен ему, и жаль, что не успел сказать спасибо за те годы совместной работы.
Просто настал момент, когда я понял: дальше могу пойти один. Хотелось открыть что-то новое, сделать что-то
новое. Так я начал заниматься наружной рекламой.
Получается, вы видели все актуальные веяния времени?
Я видел, что это появляется, но еще толком в это не вникал. Мне это очень нравилось в качестве бизнес-идеи. Началось все с установки первых десяти рекламных щитов. Первый месяц прошел в ожидании звонков, но потом я осознал, что сидеть и надеяться на удачу недостаточно. Нужно действовать! Начал сам ездить по городу, искать клиентов и предлагать услуги. Помню первого своего клиента, который разместился на рекламном щите, это была компания «Водный мир». Это были хорошие времена, когда еще можно было рекламировать продукцию, которую теперь нельзя… Позже я переключился на другое направление — кинобизнес.
Расскажите подробнее!
Да, это был социальный проект: кинотеатр в Артеме, который долгое время простаивал, потому что был кризис кинематографа, когда фильмы не производились, не завозились и не было дистрибьюции в кино. Однако кинозалы получили новую жизнь с появлением формата Dolby Surround. Первый кинотеатр «Иллюзион» открылся в Владивостоке, и это стало настоящим событием. В Артеме на протяжении 10 лет кинозал стоял заброшенным. Здесь живет порядка 150 тысяч человек, а сходить в городе некуда, досуга, культурных развлечений практически нет.
Вскоре мне и моему другу предложили открыть кинотеатр по принципу «Иллюзиона». Мы решили взять на себя этот проект и начали изучать все детали. Я посетил выставку в Санкт-Петербурге и договорился о поставках оборудования, необходимого для кинотеатра.
Закупка оборудования была непростой задачей, так как специализированные колонки и экран завозили в Россию буквально одна-две компании. Кроме того, мы заключили много договоров с кинокомпаниями для получения голливудских фильмов. Начальные условия были сложными: отсутствие репутации означало работу «вторым экраном». Мы получали фильмы во вторую или третью очередь после показа в крупных городах. Тогда еще фильмы были не в цифровом формате, а на кинопленке. Вначале кинотеатр в Москве открутил показ в течение трех недель. Потом отправил копию пленки, например, в Екатеринбург, и только потом кинокопия летит к нам.
Сейчас кинотеатр продолжает свою работу, в нем уже три кинозала.
Давайте немного переключимся от темы карьеры к личной жизни. Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с вашей первой женой?
Что называется: «Дети, так я встретил вашу маму». (Улыбается.) Мы встретились в ГУМе. Она была, наверное, самой красивой девушкой в мире. Правда, была замужем. И случилось так, что я разрушил ее брак. Сейчас, конечно, я считаю, что вмешиваться в чужие отношения неправильно, особенно если в этих отношениях все хорошо. И даже не надо лезть в те отношения, в которых все плохо. Если ты хочешь быть счастливым с человеком, то этот человек должен быть свободен так же, как и ты. Это очень сложная история…
На сегодняшний день я не в отношениях. Сын и дочь достаточно взрослые уже. Дочь аспирант, преподает биотехнологии в университете.
Как начали заниматься автомобильным бизнесом?
Это было совместное начинание с двумя моими товарищами. Предприятие мы зарегистрировали в 2004 году, когда планировали открыть дилерский центр Nissan в Приморском крае. Перед тем как начать работу с Nissan, мы планировали открыть дилерский центр Honda. А дальше случилась история, которую советую выслушать всем читателям, о том, как нельзя вести бизнес.
Президент Honda приехал из Японии со своими помощниками, чтобы обсудить открытие первого дилерского центра Honda в Приморском крае. Это был умудренный жизненным опытом старый японец. Он спросил, сколько у нас учредителей. Мы ответили, что нас трое и у каждого по 33 процента. Он тут же отметил, что так бизнес не ведется, должно быть два человека, причем
один — с контрольным пакетом акций 51%, он ведет весь бизнес, принимает управленческие решения, несет за все ответственность. А второй участник только получает прибыль от бизнеса. Так будет меньше разногласий. И он попросил нас быстро определиться, кто уйдет из состава участников, а кто из оставшихся двух будет с контрольным пакетом.
Тогда мы не смогли принять это решение. Японец разочарованно развернулся и ушел. Сказал на прощание: «Вы никогда не сможете втроем ни о чем договориться». Как показали дальнейшие события, он оказался прав.
И что вы тогда решили?
В общем, Honda мы не открыли. Открыли дилерский центр Nissan.
После Nissan я открывал дилерский центр Mitsubishi и достаточно долго работал там.
Как вы начали сотрудничать с брендом Isuzu?
Знаете, это действительно интересная история. Я сидел дома, отдыхал, и вдруг раздался телефонный звонок. Звонил представитель Isuzu из Москвы. Он спросил, не заинтересован ли я в открытии дилерского центра Isuzu в Приморском крае. Я был удивлен, потому что даже не представлял, как они узнали обо мне. Оказалось, что меня порекомендовали мои бывшие партнеры из Jeep Chrysler. Так началась моя работа с Isuzu.
Как вы справились с открытием дилерского центра всего за два месяца?
Это было настоящее испытание. Нужно было организовать все с нуля: найти подходящее помещение, обустроить шоурум, наладить работу сервиса. Привлек к этому делу свою помощницу Арину. Мы работали буквально круглосуточно, чтобы уложиться в срок. В итоге сделали невозможное: создали шоурум площадью 60 квадратных метров, который впоследствии стал примером для других небольших дилеров Isuzu. До сих пор горжусь этой работой.
Про Isuzu все уникально, потому что компания Isuzu попала в очень конкурентный сегмент. У них были только пикапы, а конкуренты — Toyota Hilux и Mitsubishi L200. Мы выходили на рынок с машиной, которая была дороже всех конкурентов. Через год мы забрали у них около 20% рынка, а через два года стали лидерами по продажам в Приморском крае. Сейчас Isuzu работает только в режиме сервиса, новых автомобилей не продается.
Кто еще продает Isuzu в России?
Никто. После известных событий многие бренды ушли, хотя компания Isuzu держалась до последнего. Но все бренды ждут возможности вернуться в Россию.
Расскажите, как вы пришли к работе с китайскими автомобилями?
Два с половиной года назад мы начали работать с ними. Во время пандемии поставки становились нерегулярными, поэтому мы решили заняться перепродажей пикапов JAC. Покупали их у официальных дилеров в регионах и продавали во Владивостоке.
Потом стали продавать так много JAC, что дистрибьютор не мог нас не заметить и предложил стать официальным дилером в Приморье.
В чем преимущества JAC перед другими китайскими марками?
Китайские автомобили часто похожи друг на друга, но важно смотреть, кто стоит за брендом. JAC идет по пути японцев, предлагая четкое планирование и структуру бизнеса. Также важны опыт и репутация компании, которая занимается обслуживанием автомобилей.
Как вы пришли к тому, что решили открыть китайский автосалон?
Мы решили открыть автосалон, который будет представлять китайские автомобили. Это связано с тем, что наш любимый бренд Isuzu ушел и появилось вакантное место. Несмотря на это, мы остаемся официальными дилерами и осуществляем гарантийное обслуживание этих автомобилей. Чтобы сохранить рабочие места и бизнес, нам пришлось искать партнеров среди китайских
марок.
Китайские автомобили уже пользовались спросом. У нас работал дилерский центр Haval, а также готовились к открытию новые центры: Geely и Changan. Мы не сомневались в необходимости открытия автосалона, так как изменения в ситуации требовали действий. Ничего страшного нет, когда уходят одни бренды, вместо них появляются другие. Остается самое главное — это умение хорошо продавать автомобили и осуществлять сервис.
Было сложно найти партнеров?
Мы встретились с руководством компании JAC во Владивостоке. Они прилетели на завод «Соллерс», где планировалось запустить сборку пикапов. К этому моменту мы уже вели с ними переписку.
Встретили партнеров в аэропорту, показали наш дилерский центр, и они тут же приняли решение об открытии в Приморском крае центра JAC.
Почему выбор пал на китайские автомобили, а не на корейские?
Дело в том, что корейские марки по причине санкций стали исчезать с российского рынка. В итоге выбор остался ограниченным только китайскими автомобилями, и мы выбрали JAC.
Почему именно JAC?
Основной мотив выбора — присутствие в модельной линейке JAC пикапов. А мы очень хорошо умеем продавать их. Пожалуй, лучше всех дилеров в регионе! Также у JAC большое преимущество: разумная цена, высокие технические характеристики, а также гарантия пять лет.
Как прошло открытие салона?
Буднично. Все, что нужно было для открытия, мы выполнили, и по факту это был просто какой-то обычный рабочий момент. Главное — это умение продавать автомобили и обеспечивать качественный сервис.
Мы все прошли обучение у дистрибьютора и начали заниматься продажами и обслуживанием автомобилей JAC без серьезных сложностей. Конечно, пришлось закупить необходимое оборудование — диагностические приборы, сканеры и создать склад запчастей и расходных материалов. Эти вопросы были привычны для нашей команды и не вызывали больших трудностей. Все прошло довольно гладко, и мы успешно адаптировались к новым условиям.
Имея сейчас огромный предпринимательский опыт, как вы считаете, что вас привело к успеху?
Не знаю, можно ли назвать мой опыт в бизнесе огромным. Возможно, в автомобильной отрасли я разбираюсь достаточно неплохо. Говорить о том, что мне всегда сопутствует успех, было бы неверно, бывают моменты, когда совершаю ошибки. Бывает, что ошибки допускает команда, такое тоже случается. Иногда мы все вместе ошибаемся, и это нормально, потому что бизнес всегда связан с рисками.
Но мы стараемся анализировать нашу деятельность, чтобы свести к минимуму финансовые риски, но полностью избежать их невозможно. Путь к успеху редко бывает гладким и безошибочным.
Опять же, что такое успех? Это субъективное понятие. Для одних людей мой уровень успеха может показаться значительным, а для других — всего лишь обычным достижением. В крупных компаниях это может восприниматься как рутина с небольшим продвижением. Все относительно…
Есть ли отличия в подходе китайцев и японцев к бизнесу, какие они?
Произошли изменения в области маркетинга. Что касается подхода китайцев, то он кардинально отличается. У них либо нет маркетинга вообще, либо они полностью доверяют проведение рекламных акций своим дилерам.
В результате этого отдельные крупные компании не получают достаточной информации для эффективного продвижения.
Когда работали с японцами и европейцами, привыкли к налаженным процессам в отделах маркетинга. Однако такое сотрудничество с китайцами оказалось новым опытом. Только за последние три года они начали осознавать важность финансовых вложений не только в дилеров, но и в продвижение своего бренда.
На текущий момент китайские компании все больше понимают необходимость рекламы и активного участия в этом процессе. Мы видим, что они стали более платежеспособны и заинтересованы в успехе своих продуктов. Они начинают осваивать новые подходы, что является хорошим знаком для развития совместной работы.
Что сейчас тормозит развитие бизнеса?
Это неопределенность, в которой мы находимся. Автобизнес, как и любой другой, предполагает долгосрочное планирование — на год, два или три. Когда ситуация стабильна, можно прогнозировать, сколько машин будет продано в следующем году и сколько клиентов зайдет на сервис. Безусловно, можно учитывать возможные изменения, но сейчас бизнес вынужден действовать в условиях коротких периодов — планирование максимум на месяц или три.
Раньше собирались заявки от дилеров в сентябре-октябре и формировались планы продаж на следующий год, которые затем передавались дистрибьюторам. Они, в свою очередь, передавали данные на завод. Завод знал, какое количество машин разных комплектаций ему нужно выпустить и в какие сроки. Сейчас же уверенности в своих прогнозах нет, и планирование стало краткосрочным. Можно предполагать, что до Нового года придет партия автомобилей от дистрибьютора, но логистика может измениться, и машины могут не прийти. Эта неопределенность создает атмосферу осторожности. С другой стороны, возможно, это тоже неплохо.
Расскажите про запуск Kaiyi.
Мы начали работать с брендом Kaiyi примерно год назад. Это был процесс переговоров с дистрибьютором. Затем мы провели финансовый анализ нашей компании и начали составление дилерского договора. Машины мы получили около 4–5 месяцев назад и сейчас занимаемся их продажей.
Хотелось бы, чтобы продажи росли быстрее и раскрутка бренда шла более активно. К сожалению, не все происходит так, как мы планируем, и иногда сроки сдвигаются. На это влияют различные факторы, которые, к сожалению, работают против нас.
В целом дела идут неплохо. Kaiyi отличается от JAC тем, что автомобили собираются в России из китайских комплектующих, имеют российский VIN-
номер и подходят под государственные программы льготного кредитования и разрешены к покупке государственными организациями.
г. Артем, ул. Тульская, 18а
+7 (423) 279-08-80
+7 (423) 279 -08-08
Подробности по условиям рассрочки по телефону:
+7 (423) 279-08-80
jac-prim.ru
kaiyi-auto.ru