«СВЕТ МОЙ, ИНТЕРНЕТ, СКАЖИ…»

Наш постоянный эксперт – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общей и клинической фармакологии Тихоокеанского государственного медицинского университета, главный внештатный клинический фармаколог Дальневосточного федерального округа Екатерина Валерьевна Елисеева.

Мы живем в неконтролируемом потоке информации. Это утверждение актуально для всех сфер жизни, в том числе приобретения и применения продукции «для здоровья и красоты», спрос на которую неуклонно растет. Согласно официальным данным крупнейших поисковых систем, запросы о здоровье и лекарственных средствах превышают все остальные, включая спорт, питание и автомобили. 

При этом наряду с лекарственными препаратами, имеющими регистрационное удостоверение и входящими в протоколы и стандарты лечения заболеваний, в средствах массовой информации широко рекламируются, а пациентами – приобретаются различные средства, не относящиеся к лекарственным. Почему нельзя руководствоваться рекламной информацией при выборе лекарств? Почему нужно с осторожностью относиться к назойливым рекомендациям по применению биологически активных добавок или «чудо-средств» – «оздоравливающих, омолаживающих и защищающих»? На эти и другие вопросы отвечает наш постоянный эксперт – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общей и клинической фармакологии Тихоокеанского государственного медицинского университета, главный внештатный клинический фармаколог  Дальневосточного федерального округа Екатерина Валерьевна Елисеева.

Вопросы здоровья и качественной жизни традиционно являются самыми важными. На фоне утраты здоровья все остальные аспекты теряют свое значение и привлекательность. Деньги, любовь, власть, путешествия, известность, признание – все становится второстепенным, если человек нездоров. Поэтому неудивительно, что недобросовестные спекуляции на «всестороннем оздоровлении, омоложении, защите иммунитета» остаются эффективными и коммерчески выгодными. Именно такими манипуляциями активно пользуются производители продукции, ценность которой для сохранения и улучшения здоровья весьма сомнительна. 
Что должно насторожить вас при покупке подобной продукции в первую очередь? Как правило, субстанция с сомнительной терапевтической ценностью не имеет противопоказаний, но при этом обладает широчайшим спектром применения, поражающим воображение,  – от педиатрии до гинекологии и неврологии, от урологии до кардиологии и офтальмологии. Для официально зарегистрированного лекарственного средства такая ситуация невозможна. Ведь при изучении молекулы, потенциально рассматриваемой как лекарственный препарат, исследователь четко понимает, через какой рецептор будет реализовываться фармакологический эффект и какие изменения при этом будут возникать в соответствующих клетках, тканях и системах. Существует абсолютно четкая связь между структурой химического соединения и структурой рецептора (фермента, медиатора), при взаимодействии с которым лекарственное средство будет реализовывать свое действие. Указанные особенности отражены в международной системе классификации лекарственных средств – анатомо-терапевтическо-химической классификации. В большинстве случаев (за редким исключением) лекарственному средству присваивается только один код. При выборе фармакотерапии врач определяет, какой именно терапевтический эффект необходим пациенту и какой именно лекарственный препарат данным эффектом обладает. Разумеется, в указанной классификации вы не найдете таких определений, как «оздоравливающий, омолаживающий, сосудочистящий или память возвращающий». 
Приведем пример (не называя коммерческое название), наглядно иллюстрирующий недобросовестное представление информации и введение в заблуждение относительно «лечебных свойств» продукта, весьма активно, кстати, продающегося в аптеках и через Интернет. Препарат представляет собой некую жидкость во флаконе. Если верить прилагаемой инструкции, указанная жидкость является практически «средством от всех болезней». Раздел «Показания к применению» гласит, что содержимое флакона эффективно при варикозе, гипертонии, гастрите, алопеции (облысении), алкоголизме, артрите, ангине, кариесе, насморке. Способ применения также весьма разнообразен: жидкость можно наносить на кожу, втирать в голову, а можно полоскать ею горло или принимать внутрь. Логично возникает вопрос: что является действующим веществом в этом препарате и почему авторский коллектив этой поистине «живой воды» до сих пор не номинирован на Нобелевскую премию по медицине? Смотрим раздел «Состав» и читаем: «Состав является интеллектуальной собственностью и коммерческой тайной производителя». Так вот почему награда за «выдающееся» изобретение до сих пор не нашла своего героя! 
Весьма распространенными являются манипуляции с терминами и статистическими данными. «Крем глубоко проникает сквозь кожу, разглаживая морщины и улучшая цвет лица на 30 процентов». Что значит «глубоко»? Эпидермис? Дерма? Или сразу подкожно-жировая клетчатка? Ведь каждый, кто учил в школе биологию, знает, что кожа состоит из указанных трех слоев и практически непроницаема, а ее возрастные изменения не могут быть скорректированы просто путем применения наружных средств. Что значит «цвет лица улучшился»? Была ли в данном исследовании группа сравнения, которая применяла какой-то альтернативный метод ухода за кожей? Сколько пациентов приняло участие в исследовании – 15, 10 или и того меньше? Каков был исходный цвет лица участников, выраженный в процентах? Есть ли цвет лица, который можно обозначить как 0%, и если да, то как он выглядит? 
К сожалению, в современных условиях практически невозможно защитить пациентов, не имеющих медицинского или фармацевтического образования, от потока недостоверной и необъективной информации. Ведь любой из нас, даже проведя выходные дни перед экраном телевизора, знает, как лечить «перхоть на голове, грибок на ногах, боль в горле, боль в желудке, боль в спине, диарею, запоры, дисбактериоз, бессонницу и насморк». При этом неизбежно создается стойкое убеждение, что в «легких и понятных без врача» случаях можно заняться самолечением. А ведь насморк может быть признаком не только банальной «простуды», но и опасного инфекционного заболевания или серьезной аллергической патологии, а боль в желудке – требовать не просто приема средств «от изжоги», а немедленного обращения к врачу.  Пациент в возрасте может начать принимать рекламируемую биологически активную добавку для «улучшения зрения», вместо того чтобы своевременно обратиться к офтальмологу для оперативного лечения, а заботливая мама – долго и безуспешно давать ребенку витамины и «пробиотики с пребиотиками», упуская время для обращения к педиатру.  
Дорогие читатели, не торопитесь самостоятельно приобретать и применять неизученные и непроверенные  средства, рекламируемые в доступных вам информационных источниках. Помните о том, что жизнь и здоровье – это высшие ценности, заботу о которых можно доверять только своему лечащему врачу. 
 
Фото: Светлана Краснова; стиль: Наталья Ермоленко; прическа: Полина Позолотина; макияж: Евгения Четверикова