Выбирай настоящее!

Шляпка в современном мире – что-то вроде символа утраченной элегантности, особенно в России – у нас их не любят, не понимают и зачастую не умеют носить. Кто-то боится выглядеть «чересчур», кому-то страшно оказаться не к месту, ну а в большинстве случаев мы вообще не думаем о шляпах, для нас их будто не существует в гардеробе.
Есть мнение, что традиция и умение носить шляпы покинули Россию после революции вместе с аристократией. Тогда место головного убора занял платок. Достаточно вспомнить советские фильмы – женщины покрывали головы косынками, скромно, мило и без претензии, тогда как дама в шляпе зачастую была отрицательным или комедийным персонажем. Этот стереотип встречается даже в детских мультфильмах – вспомните, например, Шапокляк.
Тем временем на Западе шляпное дело процветало, и женщина без шляпки была немыслима. Кокетливая и загадочная вуалетка, строгая федора, официальная и женственная «таблетка» – шляпа придавала необходимый оттенок туалету, подчеркивала характер и стиль своей владелицы.
Париж тридцатых годов стал средоточием различных художественных течений, местом поиска новых форм выражения творческой мысли и воплощения самых сумасшедших идей. Именно в это время начала свой творческий путь одна из самых ярких представительниц моды начала двадцатого века - Эльза Скиапарелли. Особое внимание в своей работе Скиапарелли уделяла головным уборам. Благодаря ей шляпа перестала быть обыденным предметом гардероба и превратилась в настоящий арт-объект, стала своеобразным способом самовыражения. Впрочем, несмотря на всю свою экстравагантность, творения Скиапарелли всегда оставались удивительно гармоничными, даже сегодня, спустя более полувека, они продолжают вдохновлять современных дизайнеров: Вивьен Вествуд, Жан Поль Готье, Джон Гальяно – вот лишь некоторые из них. А еще Скиапарелли дала бы фору многим модным кутюрье по числу коллабораций с деятелями искусства – ее ткани расписывал Пикассо, узоры для вышивки создавал Жан Кокто, идеи платьев и аксессуаров подсказывал Сальвадор Дали, и созданная с участием этих гениев коллекция шляпок была воспринята публикой с особым восторгом. Знаменитые шляпка-туфля, шляпка-отбивная, шляпка-телефон, шляпка-таблетка – сегодня эти шедевры вошли во все мировые энциклопедии моды. Кстати, та самая шляпка-таблетка, ставшая популярной позже благодаря Жаклин Кеннеди, получила свое название благодаря этой коллекции, где она имитировала настоящую таблетку аспирина.
Париж подарил миру моды еще одного талантливого создателя шляп Августа Мишеля. В далеком 1936-ом году он основал собственную марку под названием Maison Michel. Однако известность этот бренд приобрел только в семидесятые, с приходом нового директора Пьера Дебара. Он начал выпускать знаменитые широкополые шляпы, которые привлекли внимание многих дизайнеров, начиная от Ив Сен Лорана и заканчивая Пьером Карденом. Шляпки от Maison Michel стали все чаще появляться на показах и в рекламных кампаниях именитых модных домов, а в 1997-ом году шляпный бренд стал частью Chanel. Нынешний креативный директор марки Летиция Крехей создает удивительные головные уборы и аксессуары для волос, умело сочетая классику форм с неожиданными художественными решениями. Ее последняя работа сезона осень-зима 2011/12 получилась очень живой и игривой: кокетливые кружевные шляпки-ушки, шелковые ленты для волос, украшенные полудрагоценными камнями, классические береты, спортивные козырьки и лаконичные трилби... Традиционно лукбук этой коллекции снимал сам непревзойденный Кард Лагерфельд, а ее лицами стали Саша Пивоварова и Клеменс Поэзи.
Впрочем, Париж так и не сумел стать главной шляпной столицей. Настоящим оазисом, где шляпы никогда не снимались, всегда была Великобритания, что, в общем-то, вполне объяснимо, ведь здесь сама Елизавета II диктует стиль! Любимец британского королевского двора Филипп Трейси однажды сказал: «Шляпа – более дешевый и безопасный вариант пластической хирургии». Впрочем, взглянув на работы Трейси, начинаешь понимать – он может позволить себе любые изречения относительно головных уборов и всегда будет прав, потому что шляпы – это его стихия! Творения этого мастера всегда очень скульптурны и выразительны: перья фазана, огромные орхидеи и розы, бархат и мех, буйство красок и фантастичность форм – все это в сочетании с безусловным талантом их создателя делает шляпки Трейси узнаваемыми и невероятно желанными. Без них не обходится ни одно светское мероприятие, будь то официальный прием, торжественная церемония или лошадиные скачки, благо этикет предписывает покрывать голову во всех этих случаях! И, кстати, именно его шляпки носят героини «Секса в большом городе» и «Гарри Поттера». В 23 года Трейси начал создавать головные уборы для Chanel, а впоследствии стал сотрудничать с Valentino, Versace, Alexander McQueen и многими другими модными брендами.
Первой талант Трейси оценила Изабелла Блоу – редактор британского Tatler и эксперт в области моды, она обладала непререкаемым авторитетом и удивительным чутьем на молодые дарованья. Именно в шляпке от Трейси, больше напоминавшей императорский шлем, Изабелла Блоу вышла замуж. Впрочем, головные уборы вообще были ее страстью и зачастую служили лекарством от невзгод и неуверенности в себе – ведь стоит надеть прекрасную шляпку, и мир вокруг преобразится, чуть опустить вуаль – и никто не увидит твоих слез!
Вполне очевидно, что шляпа сегодня – признак принадлежности к определенному кругу, знак отличия, который может рассказать о своем владельце намного больше, чем любой другой аксессуар. Своим умением носить головные уборы особенно отличается креативный директор японского VOGUE Анна Делло Руссо. Ее яркие образы, дополненные удивительными шляпками, давно стали образцом для подражания и предметом горячих споров. Всевозможные вишенки, арбузные дольки, перья, корабли, ироничные надписи и даже… лебедь с крыльями – чего только не было на голове у Делло Руссо. Ее появления на модных показах ждут чуть ли не с большим нетерпением, чем самих дефиле! Значительную часть головных уборов Анны создает британский художник Пирс Аткинсон. Кстати, те самые вишенки, столь полюбившиеся авторам street-fashion блогов – именно его рук дело. Последняя летняя коллекция мастера Hot Voodoo будто бы пронизана солнечным светом, ее цветочно-растительные мотивы и яркие цвета напоминают о джунглях и создают легкомысленное настроение. А еще именно Пирсу Аткинсону, несмотря на его слова о том, что он ненавидит королевскую семью, Кейт Мидлтон доверила создание своей шляпки для предстоящей церемонии празднования юбилея Елизаветы II.
Наследница пивной империи, модель и светская львица Дафна Гиннесс также известна своей любовью к эксцентричным нарядам, ее даже называют иконой авангардной моды. Образы Гиннесс всегда на грани модного и эпатажного, она обожает металлизированные ткани, невероятной высоты платформы и фантазийные головные уборы. По слухам, в ее коллекции более четырехсот пятидесяти пар обуви, около двухсот сумок и семьдесят шляп. Также известно, что после смерти Изабеллы Блоу Гиннесс приобрела весь ее гардероб, включающий платья Alexander McQueen, костюмы Galliano, а также пятьдесят шляпок от Филиппа Трейси. «Коллекция Исси, - говорит Дафна, - это она сама, ее ДНК, она не должна разойтись на все четыре стороны».
На неделях моды в этом году головным уборам отведено особое место. Дизайнеры, вдохновленные предстоящей олимпиадой, предлагают нам примерить на себя спортивный образ: всевозможные кеппи, бейсболки, мото- и велокаски, капюшоны – все это можно было увидеть на показах Victoria Beckham, Sonia Rykiel, Rag & Bone и многих других. Актуален этим летом и стиль двадцатых – заниженные талии, легкие ткани и, конечно же, шляпки-клош, как нельзя лучше дополняющие образ девушки-флэппера. Эта тенденция особенно четко прослеживается в коллекции Ralph Lauren.
В наступающем сезоне минимализм в аксессуарах у дизайнеров не в почете. Утрированно большой размер – вот один из самых интересных шляпных трендов осени. На показе Marc Jacobs модели щеголяли в огромных шляпах из меха, бархата и лохматой шерсти. Эти шедевры были созданы специально для Marc Jacobs британским кутюрье Стивеном Джонсом - именно его, кстати, называют главным королевским шляпником. Сам же Марк Джейкобс прокомментировал свою коллекцию так: «Я думаю, что у каждой женщины должна быть шуба… Просто теперь ее нужно носить на голове!»
В брутальной коллекции Рика Оуэнса основными головными уборами стали кашемировые ажурные шапки-маски черного и графитового цветов. Такой стиль, впрочем, вполне в духе гланжа - сочетания гламура и гранжа. Именно так называет дизайнер свой мрачный шик. Чтобы немного смягчить жесткий образ моделей, макияж был выбран почти классический – яркие красные губы, безупречный тон и нетронутые косметикой глаза.
Российские модные марки также не остались в стороне от шляпного тренда. У Viva Vox можно увидеть сочетание шерстяных пальто в стиле восьмидесятых, меховых помпонов и лаконичных шляп а-ля канотье, у Bessarion – джинсовые и кожаные кеппи, напоминающие каски для верховой езды, у Biryukov – лаконичные повязки-бантики. Дмитрий Кутейко, дизайнер бренда Kute, вдохновленный фильмом «Красная шапочка» режиссера Кетрин Хардвик, представил свою коллекцию, отсылающую к мрачному средневековью. Черный цвет здесь сыграл основную роль – растворяясь в ярких красках, он сделал их более тусклыми, будто припыленными. Белые монашеские чепцы сменялись темными кожаными шапками с шипами, а кульминацией шоу стал выход модели в огромном белом шлеме с головой волка и элементами интерьерной лепнины.
Кирилл Гасилин – главный мистификатор российской моды. Каждый его показ – это необыкновенное представление, погружаясь в которое забываешь обо всем на свете. Коллекция, показанная на Volvo Fashion Week, – не исключение. Подиум превратился в световой тоннель с клубами мифического дыма, а завораживающая игра света на мерцающих фактурах и хрустальные маски-сетки на лицах девушек создавали ощущение нереальности происходящего.
В последние несколько лет шляпа все чаще появляется и в гардеробах русских красавиц, яркий тому пример – женственные образы светской львицы, фотографа, а теперь еще и дизайнера, Ульяны Сергиенко. Ее стиль можно описать как своеобразный микс диоровского New Look и традиционного русского костюма. Ульяна любит и по-настоящему умеет носить головные уборы, будь то шляпка-таблетка из крашеной каракульчи, французский берет или соломенная канотье, а ее образы в платках-косынках, повязанных в стиле а-ля рус, особенно полюбились зарубежным fashion-блоггерам. В своей последней коллекции Ульяна продолжила тему собственных стилистических предпочтений, одев моделей в длинные приталенные пальто с меховой оторочкой, гусарские шапки и каски для верховой езды в сочетании с укороченными жакетами и высокими сапогами.
Сегодня в российской моде чувствуется приятное оживление, молодые дизайнеры начинают активно заявлять о себе, у них наконец-то появляется вера в собственные силы и смелость, возможность творить и желание менять окружающий мир. Все это говорит о том, что и в нашем обществе происходят перемены, сегодня мы более открыты миру, мы стали с интересом следить за творчеством дизайнеров и нарядами звезд, размышлять о стиле, моде и красоте. И теперь у нас точно есть надежда на то, что улицы наших городов станут более яркими и к общепризнанной красоте русских женщин добавится превосходный русский стиль...
Текст: Елена Соломина
ПРОЕКТ Видео-Интервью
О лучшем враче Дальнего Востока травматологе-ортопеде Романе Прянишникове.
Юлия Молчанова о миллиарде за год, семье и карьере в "Восток Сервис"
Илона Панова. Об одноименном названии фитнес клуба и почему думали, что клуб закроется.
Евгения Малышева. Любить или работать? А разве нужно выбирать?
Юлия Оконская. Откровенное интервью пластического хирурга.
Павел Компан. Эксклюзивное интервью для "СОБРАНИЕ exclusive"
Интервью Анны Телегуз о предпринимательстве, мечте и конкурентах ... Хабаровск