ИКОНЫ И ФРЕСКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

С 28 июня по 22 сентября в Дальневосточном художественном музее пройдет выставка «Иконы и фрески Древней Руси. Реставрационные копии Адольфа Овчинникова». Экспонаты выставки — копии русских средневековых фресок и икон, созданных художником-реставратором Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931—2021), который всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников.
 
Текст: Мария Веселкова @mashalovesart

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Все экспонаты, представленные на выставке, бережно хранятся в коллекции «Иконотеки А.Н. Овчинникова» Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря и были переданы туда автором еще при жизни. Обычно принято говорить не «копия», а «список с иконы», но в данном случае уместно использовать именно термин «копия», потому что речь пойдет о научном копировании, а не просто о внешней передаче рисунка, композиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Опыт глубокого погружения в подлинник при реставрации, его изучение подтолкнули Адольфа Овчинникова к тому, чтобы знания, полученные при научной реставрации, применить в копировании икон. Как это происходило, можно увидеть на выставке. Адольф Николаевич создавал копии, благодаря которым мы можем увидеть икону такой, какой она была в момент написания. По большому счету, Адольф Николаевич был новатором, строго опиравшимся на научные исследования и достижения. Копии Овчинникова сами по себе уже произведения искусства, это часть наследия того героического поколения реставраторов, которые (порой в ситуации, когда их деятельность была полузапрещенной) не просто сохраняли наследие древнерусского искусства, но и осмысляли его, делали доступным и понятным для других людей. 
 
 
Следующая огромная часть выставки — это реконструкции фресок, которые изучал и копировал Адольф Николаевич. С 1992 года Адольф Овчинников скопировал восемь храмов, некоторые из них он копировал по нескольку раз. Часть этих копий представлена на выставке. Зрители имеют возможность понять, как эти росписи располагаются внутри, буквально попадая внутрь древних храмов благодаря оригинальной организации выставочного пространства. Многие росписи, которые копировал А.Н. Овчинников, сегодня уже утрачены или почти не прочитываются, поэтому наследие реставратора представляет собой буквально общемировую значимость. 
 
Экспозиция по-настоящему погружает в контекст каждого конкретного памятника, в его атмосферу. Данная выставка — своеобразная машина времени, дающая зрителю возможность почувствовать взаимосвязь всеобщего христианского искусства.
 
 
 
 
Контакты:
г. Хабаровск, ул. Шевченко, 7
+7 (4212) 31-48-71
artmuseum27.ru
artmuseum27